Сегодня, в день Святой Троицы, мы хотели бы предложить вашему вниманию интересный источник по истории города Клина и его главного храма - собора Святой Троицы - «Слово по освященiи Градо-Клинскаго соборнаго храма Пресвятыя Троицы» 1836 года, оригинал которого представлен в фондах Краеведческого музея города Клин.
В 1836 году в Клину завершилось возведение Троицкого собора, которое началось в 1802 году. Не исключено, что это самое продолжительное строительство в истории города. В мае 1836 по завершении строительства состоялось торжественное освящение собора, на котором с проповедью выступил Митрополит Московский Филарет (1783-1867).
Владимир Гау. Портрет Митрополита Московского Филарета. 1854 год
Фигура Филарета - одна из самых ярких в истории русской православной церкви XIX века. Во время нахождения его на московской кафедре, при участии митрополита был основан целый ряд монастырей и монастырских скитов (например, Борисоглебский Аносин, Спасо-Бородинский женские монастыри, Гуслицкий Спасо-Преображенский, Никольский единоверческий мужские монастыри и др.).
Именно Митрополит Филарет являлся инициатором перевода Священного Писания (Ветхого и Нового Заветов) на русский язык. Однако, полный перевод Библии на русском языке был напечатан уже после смерти митрополита, в 1876 году.
Большая часть «Слова» представляет собой отсылки к библейским сюжетам, например, Новому Иерусалиму, представляя таким образом, богословский источник. Однако, начало проповеди содержит информацию исторического характера. Упоминание Филаретом об окончании труда многих лет (с. 3) соотносится с тем, что Троицкий собор возводился на протяжении 34 лет (1802-1836). Причины долгого строительства, как указывается в «Слове», в том, что «здание было предпринято почти не по силам вашего града». Троицкий собор, являвшийся достаточно большим по своим пространственно-архитектурным формам, возводился в тот период времени, когда численность жителей города было около полутора тысяч человек. Приведенная выше цитата соотносится с указанием в начальной части проповеди на то, что храм возводился при участии горожан – «храм, усердием вашим воздвигнутый» (с. 3).
Столь долгое строительство может быть связано ещё и с упоминанием о приостановках строительства храма по причине нехватки средства – «надлежало по временам останавливать дело, потому что истощались средства продолжать оное» (с. 4), а также в связи с тем, что в процессе строительства собора, некоторые его части перестраивались – «не только созидать, но частью и пересозидать неблаголепно созданное» (с. 4).
Оригинал издания 1836 года из фондов Краеведческого музея фототипически представлен здесь и на сайте музея.
Далее текст приводится согласно: Святитель Филарет, Митрополит Московский. Творения, слова и речи. В пяти томах. Том IV. 1836-1848. Москва, Новоспасский монастырь, 2007. С. 1-8.
«Слово по освященiи Градо-Клинскаго соборнаго храма Пресвятыя Троицы»
24 маiя 1836, говоренное Синодальным Членом Филаретом, Митрополитом Московским.
И бяху выну въ церкви, хваляще и благословяще Бога (Лук. XXIѴ. 53).
Восхвалимъ и мы Бога, в Троицѣ поклоняемаго, Начальника и Совершителя всякаго созданiя, во вѣки благословеннаго въ церкви Святыхъ. Нынѣ особенно да восхвалятъ Бога братiя святаго храма сего.
Трудъ многихъ лѣтъ наконецъ оконченъ. Заботы прекратились. Долгое ожиданiе исполнилось. Храмъ, усердiемъ вашимъ воздвигнутый, благодатiю Божiею совершенъ и освященъ.
Не безъ заботы былъ и я свидѣтелемъ трудностей въ его созиданiи. Зданiе предпринято было почти не по силамъ вашего малаго града. Надлежало не только созидать, но частiю и пересозидать неблаголѣпно созданное. Надлежало по временамъ останавливать дѣло, потому что истощались средства продолжать оное. Видно, ревность ваша не изнемогла: потому что помощь Божiя васъ не оставила.
Радуюсь нынѣ съ вами, не столько вашему облегченiю отъ труда и заботы (хотя и сему радуюсь), сколько тому, что вы понесли трудъ Богоугодный, заботу душеполезную; и что Богъ принялъ отъ васъ даръ усердiя, потому что возниспослалъ на оный даръ освященiя.
Возблагодаримъ Бога, тако благоволившаго: возблагодаримъ не только словомъ, но наипаче сердцемъ и дѣломъ. Имѣвъ усердiе къ созиданiю храма, имѣйте усердiе ко храму созданному. Утѣшаясь имъ, какъ дѣломъ вашего усердiя, почтите въ немъ дѣло благодати Божiей. Пользуйтесь освященнымъ храмомъ для собственнаго вашего освященiя: ибо иначе для чего было бы и созидать и освящать оный?
Богъ вездѣсущъ: и потому не имѣетъ нужды въ храмѣ, который для Него всегда малъ и невмѣстителенъ. Но человѣкъ ограниченъ: и потому имѣетъ нужду въ ограниченномъ явленiи присутствiя Божiя. Богъ снисшелъ къ сей нуждѣ человѣка: и благоволилъ быть храму, и даровалъ ему благодать особеннаго Своего присутствiя.
Айвазовский И.К. Сотворение мира. 1864 год
Мы знаемъ одно состоянiе человѣчества, когда не нуженъ ему храмъ: — это состоянiе новаго Iерусалима; подъ новымъ небомъ, на новой землѣ: но сiе самое доказываетъ надобность храма въ другихъ состоянiяхъ, и именно въ томъ, въ которомъ теперь мы находимся. Какъ особенную, отличительную черту новаго Iерусалима, Тайновидѣцъ указуетъ то, что въ немъ нѣтъ храма: и храма не видѣхъ въ немъ (Апок. XXI. 22). И, какъ-бы предусматривая, что сiя необычайность покажется слишкомъ поразительною и неимовѣрною, что будут спрашивать, какъ можно быть граду Божiю безъ храма Божiя, онъ тотчасъ объясняетъ, почему это такъ: Господь бо Богъ Вседержитель храмъ ему есть, и Агнецъ. Какъ-бы такъ сказалъ онъ: человѣчество тамъ усовершено и возвышено до того, что твари не заграждаютъ и не закрываютъ отъ него присутствiя Божiя; въ сiе святое присутствiе входятъ тамъ непосредственно, не имѣя нужды въ особомъ святомъ мѣстѣ, представительномъ сего присутствiя. Нѣтъ нужды въ храмѣ: потому что человѣкъ живетъ въ Богѣ и во Хрiстѣ, какъ во храмѣ, и въ Немъ Самомъ обрѣтаетъ безъ труда все, къ чему мы подвизаемся проникнуть посредствомъ храма. Если и тамъ сотворенное око не объемлетъ свѣта несотвореннаго, и потому нужно нѣкоторое снисхожденiе и умѣренiе свѣта неприступнаго: то сiе совершаетъ тамъ открытый свѣтъ Богочеловѣка Iисуса, Который Своимъ человѣчествомъ низводитъ и умѣряетъ свѣтъ Божества, и Своимъ Божествомъ просвѣщаетъ и блаженнотворитъ человѣчество. Свѣтильникъ его Агнецъ (Апок. XXI. 23). Такъ, и потому не нуженъ храмъ въ Iерусалимѣ новомъ. Но мы еще не въ новомъ, сходящемъ съ небесъ, Iерусалимѣ: слѣдственно намъ нуженъ храмъ. Еще тварь, еще собственная плоть наша, грубая, не очищенная, преграждаетъ намъ входъ во святое, благодатное присутствiе Божiе: и такъ надобно, чтобы сiе благодатное присутствiе само себя отверзло для насъ во святомъ храмѣ. Еще небеса, куда вознесся Хрiстосъ, свѣтъ нашъ, не отверзаются и не открываютъ намъ сiянiя славы Его: надобно намъ пока хотя малое небо на землѣ, свѣтъ, хотя сокровенный въ тайнѣ: и сiе можемъ мы обрѣсти во храмѣ, чрезъ молитву, чрезъ Слово Божiе, чрезъ Таинства. Обращаясь отъ конца временъ къ ихъ началу, если бы мы не нашли храма и тамъ: сiе было бы не удивительно; потому что райскiй человѣкъ походитъ болѣе на человѣка новаго Iерусалима, нежели на нынѣшняго человѣка. Но можно сказать, что первый на землѣ храмъ Божiй былъ самый рай, въ которомъ Богъ благодатно являлся человѣку, въ которомъ человѣкъ, освященный образомъ Божiимъ, былъ непорочнымъ священникомъ, въ которомъ видимою, таинственною святынею было древо жизни; поелику отъ сего древа человѣкъ таинственно вкушалъ нетлѣнную жизнь, подобно какъ мы нынѣ, на Трапезѣ Господней, отъ плода пшеницы и лозы, таинственно и существенно вкушаемъ безсмертную жизнь Божественнаго Тѣла и Крови Хрiстовы.
Васнецов В.М. Апокалипсис. Триптих. Эскиз. 1889 год
Съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ грѣхопаденiемъ сокрушилъ въ себѣ образъ Божiй, и пересталъ быть живымъ храмомъ Божiимъ, потребность видимаго, образовательнаго, тайноводственнаго храма Божiя очевидно сдѣлалась болѣе ощутительною: и Священная исторiя показываетъ, что сколько человѣкъ трудился надъ удовлетворенiемъ сей потребности, сколько же, или еще болѣе, Самъ Богъ споспѣшествовалъ тому.
Отъ древнихъ Патрiарховъ, которые кочевали въ шатрахъ, не естественно было бы требовать храма, по правиламъ зодчества созидаемаго. Храмъ существовалъ у нихъ сокращенно въ жертвенникѣ: и мы многократно видимъ въ ихъ житiяхъ, что Богъ является, и въ слѣдствiе того Патрiархъ созидаетъ жертвенникъ, и обратно, Патрiархъ созидаетъ жертвенникъ, и Богъ является ознаменовать Свое благоволенiе надъ жертвенникомъ и надъ создавшимъ его. Богъ является Ною, сохраняя его отъ потопа, и тотчасъ по потопѣ созда Ное жертвенникъ Господеви (Быт. ѴIII. 20): Ной возноситъ всесожженiе на жертвенникъ, и Господь вновь является благословить новый послѣпотопный мiръ. Явися Господь Авраму: и созда тамо Аврамъ жертвенникъ Господу явльшемуся ему (Быт. XII. 7). Iакову Богъ самъ повелѣваетъ создать жертвенникъ, и назначаетъ для того мѣсто: взыди на мѣсто Веѳиль, и живи тамо, и сотвори тамо жертвенникъ Богу явльшемуся тебѣ (Быт. XXXѴ. 1). Мѣсто, называемое Веѳилемъ, то есть, домомъ Божiимъ, еще прежде Богъ освятилъ, явясь на немъ Iакову во время сна въ видѣнiи надъ лѣствицею, соединяющею землю съ небомъ. Созданiе Авраамомъ жертвенника, на которомъ онъ хотѣлъ, по повелѣнiю Божiю, принести въ жертву Исаака, было какъ-бы предварительное заложенiе Храма Iерусалимскаго, послѣ, чрезъ нѣсколько вѣковъ, на семъ мѣстѣ созданнаго.
Когда же Патрiархальное племя, въ которомъ отъ начала мiра сохранилось вѣдѣнiе истиннаго Бога и откровенiй Его, возрасло и образовалось въ народъ: тогда Богъ подъ собственными распоряженiями устроилъ въ немъ храмъ Свой въ большей полнотѣ и совершенствѣ, сперва, подъ именемъ Скинiи свидѣнiя, подвижный и походный, примѣнительно ко времени странствованiя народа Божiя изъ Египта въ землю обѣтованную, а потомъ въ сей землѣ, неподвижный, въ создатели котораго также Самъ назначилъ Соломона. Наконецъ, по разрушенiи сего храма вмѣстѣ съ Iерусалимомъ, за грѣхи народа, какъ скоро паки настало время помиловать народъ, еще разъ Самъ Богъ пекся и о возстановленiи храма, пославъ Пророковъ Аггея и Захарiю побуждать Iерусалимлянъ и всѣхъ Iудеевъ къ созиданiю онаго.
На основанiи всѣхъ сихъ событiй можемъ утвердить рѣшительно, что храмъ Истиннаго Бога въ человѣчествѣ есть устроенiе Божiе, а не человѣческое. Но Богу не свойственно устроять иное на земли, какъ только благопотребное и спасительное для человѣковъ. И такъ въ устроенiи Божiемъ имѣемъ иы свидѣтельство Самаго Бога о томъ, колико храмъ Божiй намъ нуженъ и спасителенъ.
Айвазовский И.К. Всемирный потоп. 1864 год
При семъ можетъ кто нибудь помыслить, что храмъ, о которомъ теперь говорено, былъ ветхозавѣтный, прообразовательный относительно ко Хрiсту, еще тогда ожидаемому; а потому съ исполненiемъ прообразованiй, то есть, со времени пришествiя Хрiстова, онъ пересталъ быть нужнымъ, почему и упраздненъ тою же особенною судьбою Божiею, которою прежде былъ устроенъ. Это правда. Однако сiе не препятствуетъ намъ изъ Божественнаго установленiя храма во времена ветхозавѣтныя выводить заключенiе о важности и потребности храма во времена новозавѣтныя. Отдѣлите отъ главной мысли храма придаточныя особенности храма ветхозавѣтнаго, — его приспособленiе къ прообразованiямъ, къ кровавымъ жертвамъ, къ строгому закону обрядовъ: вотъ то, что достигло своего предѣла, и упразднено, какъ не нужное: но коренная мысль о храмѣ, какъ о домѣ молитвы, какъ о святилищѣ таинствъ, какъ о хранилищѣ благодати, не есть исключительная принадлежность временъ ветхозавѣтныхъ; и потому не могла прейти съ оными. Она свойственна и Христiанству; и потому входитъ въ оное со всею силою, какую прежде Христiанства получила отъ Божiя устроенiя. Самъ основатель Христiанства, Iисусъ Христосъ, не только посѣщалъ храмъ Iерусалимскiй, но и защищалъ его достоинство противъ оскорбленiя, когда изгналъ изъ него продающихъ и купующихъ: это, безъ сомнѣнiя, не для того, чтобы поддержать храмъ, котораго скорое паденiе Самъ Онъ предсказалъ, но для того, чтобы сохранить и въ Христiанствѣ мысль о святости храма Божiя, и о должномъ къ нему благоговѣнiи.
И Апостолы, даже по вознесенiи Господнемъ, когда такъ наполнены были Святыми образами сорокъ дней продолжавшихся явленiй Господа Воскресшаго, и Его бесѣдами о царствiи Божiемъ, не просто между собою благодарили и прославляли за сiе Бога, но устремлялись во храмъ: и бяху выну въ церкви хваляще и благословяще Бога (Лук. XXIѴ. 23). Даже и по сошествiи Святаго Духа, когда Онъ очевидно и торжественно освятилъ ихъ въ живые храмы Божiи, еще не излишнимъ почитали они восходить во святилище на молитву (Дѣян. III. 1). Такъ свойственно благочестивому духу ощущенiе потребности въ Божiемъ храмѣ, законно устроенномъ и Iерархически освященномъ!
Айвазовский И.К. Переход евреев через Красное море. 1891 год
Впрочем Апостолы пользовались ветхозавѣтнымъ храмомъ только по нуждѣ, на время. Поелику же многое въ немъ Христiанству не соотвѣтствовало, и надлежало его непремѣнно перестроить примѣнительно къ новому завѣту: то грубую работу разорить старое, Провидѣнiе Божiе поручило язычникамъ Римлянамъ; а Хрiстовымъ Апостоламъ и Богомудрымъ ихъ преемникамъ Духъ Святый преподалъ высокое искусство не зодчества вещественнаго, но духовнаго и Богодѣйственнаго устроенiя новыхъ, собственно Христiанскихъ храмовъ.
Первоначальнымъ образцемъ ихъ послужила, безъ сомнѣнiя, та горница велiя (Лук. XXII. 12), въ которой Господь установилъ, и въ первый разъ совершилъ таинство Тѣла и Крови Своея. Онъ Самъ ее для сего назначилъ, и, какъ верховный Архiерей, освятилъ: отсюда тотъ законъ Христiанскаго храма, по которому власть и назначить оный, и освятить, принадлежитъ Архiерею. Господь назначилъ горницу велiю особенно для новозавѣтнаго таинства Тѣла и Крови Своея: отсюда законъ, по которому всякiй храмъ Христiанскiй назначается особенно для сего таинства, такъ что нѣкоторыя другiя таинства могутъ по нуждѣ быть совершаемы и въ другихъ мѣстахъ; а сiе непремѣнно требуетъ храма Iерархически освященнаго. Въ горницѣ велiей Господь совершилъ таинство только при двѣнадцати Апостолахъ, причастникахъ сего таинства: отсюда законъ, по которому во храмъ Христiанскiй, особенно на время таинства Тѣла и Крови Хрiстовы, допускаются только способные быть причастниками сего таинства, а не удостоившимся крещенiя и отлученнымъ отъ таинствъ дiаконъ велитъ изыти изъ храма на сiе время.
Но я не распространюсь болѣе о законахъ Христiанскаго храма, которые впрочемъ также показываютъ, какъ важна потребность онаго, и какъ высоко достоинство.
Замѣчу о благопотребности храма въ Христiанствѣ еще одно, что и тѣ избранные подвижники Христiанства, которые въ совершенномъ удаленiи отъ мiра, въ возможномъ отреченiи отъ всего чувственнаго, въ пустыняхъ и недоступныхъ мѣстахъ провождали равноангельную жизнь, входили въ общенiе съ небесными силами, получали откровенiя вещей Божественныхъ, сподобились быть, и дѣломъ явились духовными 1 ) и Богоносными, — и они при всемъ томъ еще должны были пользоваться благодѣянiями храма Божiя, именно, прiобщенiемъ Тѣла и Крови Хрiстовы, какъ можно примѣчать особенно изъ того, что Провидѣнiе Божiе не рѣдко употребляло необычайныя, даже чудесныя, средства, чтобы доставить имъ сiе напутствiе предъ ихъ отшествiемъ въ вѣчность. Для примѣра именую Преподобную Марiю Египетскую, которой и по толикихъ подвигахъ, и по толикой благодати, нуженъ былъ послѣднiй даръ — причастiе Трапезы Господней; и, чтобы ей доставить сей даръ, какимъ непонятнымъ, но вмѣстѣ какимъ вѣрнымъ движенiемъ подвигнутъ былъ Богодвижимый воистину Зосима!
Сiи размышленiя о происхожденiи, достоинствѣ и благопотребности храма Божiя, и особенно Христiанскаго, да будутъ въ особенное утѣшенiе тѣмъ, которые здѣсь своимъ усердiемъ споспѣшествовали дѣлу столь Богоугодному и душеспасительному; всѣмъ же намъ да будутъ въ напоминанiе и побужденiе, чтобы тщательно пользоваться храмомъ Божiимъ, какъ великимъ для насъ даромъ Божiимъ, или паче, какъ великою сокровищницею много различныхъ даровъ Божiихъ. Посѣщайте Храмъ Божiй прилѣжно; пребывайте въ немъ благоговѣйно; участвуйте здѣсь въ молитвахъ и славословiяхъ сердечно; слушайте возвѣщаемое Слово Божiе внимательно, не такъ чтобы только слышать и на время занимать свое любопытство, но такъ чтобы слышанное прилагать къ своему сердцу, сохранять въ памяти, возобновлять въ размышленiи, обращать въ дѣло и жизнь.
Требовать ли отъ нынѣшнихъ Христiанъ, чтобы они были выну въ церкви, хваляще и благословяще Бога? — Опасаюсь, что скажутъ: какъ это возможно? Когда же дѣлать дѣла домашнiя! — Однако, братiя, это какъ-то было возможно, и безъ требованiя исполнялось въ началѣ Христiанства: бяху выну въ церкви, хваляще и благословяще Бога. Впрочемъ согласимся, что это не для всѣхъ. Церковь не требуетъ, чтобы всѣ вы отвергли ваши домашнiя дѣла: но желаетъ, чтобы всѣ привели въ порядокъ ваши дѣла душевныя. Дѣлайте ваши земныя дѣла во дни, которые всѣмъ Богъ для того предоставилъ: шесть дней дѣлай, и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя (Исх. XX. 9): хотя, правду сказать, между нами есть такiе, которымъ и шесть дней въ недѣлѣ не всѣ нужны для дѣлъ, и не всѣ на дѣла употребляются. Но я уже не оспориваю у васъ дней, которые предоставилъ вамъ Богъ. Седьмый день Суббота Господу Богу твоему. День Воскресный, день освященный для праздника, или для поста, долженъ рѣшительно и вполнѣ принадлежать Богу и его храму. По крайней мѣрѣ въ сей день будьте выну въ церкви, участвуйте, по возможности, во всякомъ Богослуженiи храма, и дома паче другихъ дней одушевляйте себя духомъ церковнымъ, духомъ молитвы и благоговѣнiя къ Богу, возвышенiемъ сердца надъ всѣмъ земнымъ и мiрскимъ. Если въ день праздничный церковь полна, домы пусты, улица и торжище безмолвствуютъ: вотъ прекрасный видъ Христiанскаго града, на который и отъ небеснаго града посмотрѣть не стыдно! Тогда благословенiе небесное, какъ роса Аермонская на горы Сiонскiя (Пс. CXXXII. 3), нисходитъ на храмъ и на пребывающихъ въ немъ; отъ храма приносится ими въ домы; день праздничный благословляетъ дни работные, и дѣла человѣческiя дѣлаются лучше и успѣшнѣе, потому что не пренебрежено дѣло Божiе, потому что освящена Суббота Божiя. Но если и въ праздникъ къ утреннему Богослуженiю храма не пускаетъ насъ лѣность и сонъ, къ дневному — неумѣстное дѣло мiрское, къ вечернему — опять мiрское веселiе, или лѣность и отвычка: отдаю на судъ вашей совѣсти, Христiанскiе ли это обычаи!
Господи! Даруй людемъ Твоимъ, на нихъ же наречеся имя Твое, духовно возлюбити благолѣпiе дому Твоего и мѣсто селенiя славы Твоея (Пс. XXѴ. 8); да содѣлаются истинными чадами дому Твоего, и въ кровѣ крилу Твоею не постыдно надѣятися имутъ; да упiются отъ тука дома Твоего, и потокомъ сладости Твоея напоиши я (Пс. XXXѴ. 8. 9). Аминь».