В фондах Клинского краеведческого музея хранится небольшая коллекция дореволюционной продукции местных стекольных заводов. Несколько десятков образцов происходят из старых поступлений общественного краеведческого музея, собранных в 1960-е годы.
Вид стекольного завода Орлова. Начало ХХ века. Фонды Клинского краеведческого музея
На рубеже XIX-ХХ вв. производство стекла занимало в Клинском уезде прочную вторую позицию после текстильного: на стекольных заводах работало 1100 человек, почти 1/10 часть рабочих и мастеровых Клинского уезда (1). Развитию стеклоделия способствовали залежи кварцевого песка и богатые леса, ведь для варки стекла поначалу предпочиталось и широко использовалось дровяное топливо. Началом промышленного стеклоделия в уезде считается открытие в середине XIX века в Александрове - имении светлейшего князя, адмирала А.С. Меншикова - хрустального завода на три печи с 80 рабочими из числа крепостных для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла. Завод просуществовал до 1890 г., передав эстафету другим предприятиям отрасли.
Вид стекольного завода Глинского. Начало ХХ века. Фонды Клинского краеведческого музея
Флаконы и бутылочки аптекарские. Клин, конец XIX - начало ХХ в. Стекло цветное. Фонды Клинского краеведческого музея.
Исключительно выгодные условия сбыта изделий, в особенности таких хрупких, как стекло, возникли с пуском в 1851 г. железной дороги, которая связала две столицы, пройдя через Клин. В начале ХХ в. на территории Клинского уезда, включавшего Солнечногорскую волость, насчитывалось уже три «стеклянных» завода. Их расположение было привязано к железнодорожным станциям Клин и Подсолнечная.
Первым в 1886 г. открылся завод купца Орлова. Это самое крупное в городе предприятие располагалось в старейшей части Клина, на Дворянской улице. Архивные материалы раскрывают обстоятельства его основания. Клинский купец 2-й гильдии Василий Григорьевич Орлов начал ходатайствовать об открытии заведения по выделке стеклянной посуды, отправив 20 сентября 1885 г. прошение на имя Государя Императора Александра III (2). В дальнейшем делом занимались Московское губернское правление и Клинская уездная управа.
Вид стекло з-да № 2. Клин, 1930-е гг. Фонды Клинского краеведческого музея
Стекольный завод № 2. Печи для плавки стекла. Клин, 1930-е гг. Фонды Клинского краеведческого музея
Стекольный завод № 2. Цех варки стекла. Клин, 1930-е гг. Фонды Клинского краеведческого музея
Стекольный завод № 2. Клин, 1930-е гг. Фонды Клинского краеведческого музея
Флаконы и бутылочки аптекарские. Стекло бесцветное. Клин, конец XIX - начало ХХ века. Фонды Клинского краеведческого музея
Хлопоты о заводе начались вскоре после сильнейшего пожара, случившегося в июля 1885 г. и уничтожившего в Клину две трети зданий; тогда деятельное участие в оказании помощи погорельцам принял московский генерал-губернатор Владимир Андреевич Долгоруков. Восстановить город удалось достаточно быстро, но опасения властей по поводу стекловарного производства были вполне понятны: Орлов затеял ставить печи и плавильные горшки в деревянных сараях!
Заводские помещения представляли собой восемь бревенчатых сараев, каждый из которых имел свой размер и назначение: от производственных помещений с печами до складов и конторы. Деревянные строение планировалось разместить на берегу реки Сестры, всего в семи аршинах от кромки воды. Предполагалось, что рабочие, числом 100 человек, будут жить на «вольных», т.е. своих квартирах (3). Свидетельство о разрешении содержать заведение для выделки стеклянной посуды купец Орлов получил, потратив год на переписку с соответствующими инстанциями.
Сердцем завода стала так называемая «гута», представлявшая собой огромный шатёр (32х21 м) без окон и потолка высотой почти пятнадцать метров, в котором находились печи: «плавильные, тянульные и калильные».
Завод «Лаборприбор». Клин, 1930-е гг. Согласно прейскуранту 1937 года завод выпускал в том числе и стеклянные елочные украшения. Фонды Клинского краеведческого музея
К 1914 г. стекольный завод на Дворянской улице перешел к сыновьям Василия Григорьевича и был преобразован в «Торговый дом братьев Орловых», выпускавший известную в России качественную стеклянную посуду. Молодые Орловы поменяли дровяное топливо на торф болота, которое находилось в шести верстах от Клина. Заметим, что два других завода - Глинского и Балкашин-Столкинда - продолжали работать на дровах. Сергею Васильевичу Глинскому принадлежал также Ребровский завод в Тверской области; его склады находились в Москве, в собственном доме на Покровке, в Саратове и Ростове-на-Дону (4).
Третий стекловаренный завод начал работу в селе Солнечная Гора Клинского уезда уже в первые годы ХХ в. Разрешение на его открытие получил Н.Н. Балкашин, представитель старинного дворянского рода, который и стал его управляющим. Совладелец завода и Торгового дома «Балкашин и Столкинд» Иосиф Яковлевич Столкинд происходил из семьи, тесно связанной с историей российской химико-фармацевтической промышленности. В начале ХХ в. Леопольд Столкинд купил в Москве на Воронцовской улице дом с участком и возвел строения, предназначенные под склады торгово-промышленного аптечного товарищества «Л. Столкинд и К°» (6). Фирме принадлежал завод, производивший галеновые (из животного и растительного сырья) препараты (7), и вскоре владельцы получили возможность упаковывать продукцию в стеклянную посуду собственного производства.
В начале ХХ в. российские стекольные заводы выпускали разные виды продукции. Классификацию стекольных предприятий мы находим на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «По роду изделий русские заводы могут быть разделены на 7 главных отделов: бутылочного, столовой посуды, посуды аптекарской и химической (для лабораторий и заводов), принадлежностей освещения (ламповые стекла и проч.), листового стекла, зеркального стекла и заводы со смешанным родом изделий». Аптекарскую и химическую посуду на сумму около 1 миллиона рублей поставляли 36 заводов, 14 из которых имели «специальный характер» (8). К числу этих заведений относились клинские предприятия: одно - Сергея Глинского и другое - Балкашин и Столкинда, которые специализировались на выпуске аптекарской и химической, а, кроме того, и парфюмерной посуды. Завод Орловых занимал особое положение - и не только «географическое», в центре Клина, - но и отличался расширенным ассортиментом продукции: здесь изготавливали трубки стеклянные для различных целей и стекла для предохранительных рудничных ламп. Годовое производство предприятия, которое, по-видимому, относилось к «смешанному типу», составляло 300 000 рублей (9).
Цена аптекарской и химической посуды, как сообщалось в обзоре российской стекольной продукции 1900 г., зависела от качества стекла: «при белом стекле она приближается к цене столовой посуды среднего качества, при зеленом же - к цене зеленого бутылочного товара (10). При продаже продукции имел значение её вес: столовая посуда колебалась в цене от 12 до 30 копеек за 1 килограмм, цены бутылочного товара в простых сортах массового сбыта доходили до низшего предела - около 6,2 копеек за 1 кг. Справочные источники начала ХХ в. указывали, что русская «аптекарская посуда почти не имеет заграничной конкуренции, но химическая частью привозится из-за границы» (11).
Полный ассортимент «хрупкой» дореволюционной продукции клинского производства не дошел до наших дней. Сохранились главным образом образцы стеклянной посуды аптекарского назначения. К флаконам, бутылочкам и пузырькам, производившимся на рубеже XIX-XX вв., применялось слово «фасон»; именно это слово фигурировало в Прейскуранте на посуду стекольных заводов С.В. Глинского 1914 г. издания (12). Предлагаемые Глинским парфюмерные фасоны - необычный формы, декорированные и нарядные - имели больше шансов «уцелеть». Основная же часть сохранившегося клинского стекла имеет утилитарное назначение, беречь его особенно не берегли, поэтому важно, что эти экземпляры дошли до нашего времени.
Флаконы и бутылочки аптекарские. Стекло цветное и бесцветное. Клин, конец XIX - начало ХХ века. Фонды Клинского краеведческого музея
Основу коллекции стекла из собрания ККМ составили утилитарные предметы, предметы серийного производства. Клинское стекло, на первый взгляд, представляет собой большое разнообразие форм, размеров и цветов. Назначение такой посуды бывает легко понять - достаточно прочесть на флаконе рельефные надписи «АПТЕКА PHAMACIE» или просто «АПТЕКА». Непременное сопровождение этих слов - изображенный в центре двуглавый орёл, герб Российской империи. Именно рельефные изображения и буквы придают аптекарской посуде запоминающуюся особенность, при всей простоте ее формы.
Флаконы «аптечного» фасона производили и Орлов, и Глинский, что подтверждается рельефными клеймами «С.Г.» и «ОРЛ» в нижней части. 2-3 мелкие буквы должны были органично вписываться в рельефный декор стеклянного изделия, четко «отпечатываться» и при этом располагаться в незаметном месте. Поэтому форма, куда выдувалась горячая стеклянная масса и где рождался будущий флакон, заранее детально продумывалась и готовилась. Как утверждают специалисты, на изделиях из стекла на протяжении всей истории его существования очень редко проставлялись клейма изготовителей (13), поэтому их наличие можно считать важной деталью и особенностью клинской продукции.
Ещё в середине XIX в. в «Положении о стеклянной посуде» говорилось, что «заводчик должен в удобном для него месте ставить клейма, котором означать своё имя и фамилию хотя бы начальными буквами …» (14). Первый российский законодательный акт о товарных знаках был принят в 1896 г. (15), выставление их оставлялось на усмотрение промышленников и торговцев. И те, и другие наложением на товар своего знака принимали на себя ответственность за присущие изделиям качества, гарантировали их пригодность (16). Подобно известным российским промышленникам, клинские стеклозаводчики удостоверяли свою продукцию фабрично-торговым знаком, отмечая гарантии качества изготавливаемого товара.
На рубеже XIX-XX вв. технология стекольного производства была достаточно трудоёмкой. От стеклодувов требовались не только сноровка и выносливость - работать приходилось со стекломассой высоких температур. Равномерность стенок флаконов, четкость изображения и читаемость букв, в конечном счете, красота полученного изделия зависела от опыта и мастерства стеклодува. Клинская стеклянная посуда составляла достойную конкуренцию аналогичной продукции других российских заводов и образцам иностранного производства. Она находила спрос не только в маленьком уездном городе, но и в других городах, в том числе в обеих столицах.
Для цитирования: Лисицына Н.Е. Из истории клинского стекла // Хрупкое чудо на новогодней елке. К 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла. Клин, МГОМЗ, ОАО «Ёлочка», 2017. С. 34-41.
Примечания:
1. Стариков В. Хрустальная Круговщина // Газета «Серп и Молот» № 100, 20.08.2002.
2. ЦГА Москвы. Ф. 54. Оп. 112. Д. 269. Л. 1.
3. Там же, Л. 13.
4. Фабрично-заводские Предприятия Российской Империи. Издание второе. Петроград. 1914. № 1420.
5. Российское зарубежье во Франции 1919-2000 гг. Биографический словарь. Москва, 2008-2010. С. 217.
6. Устав торгово-промышленного товарищества «Леопольд Столкинд и К°»: утвержден 23 февраля 1910 года
7. Из растительного сырья путем экстракции.
8. Энциклопедический словарь. Том XXXIА. СПб. Типография Акц. Общ. «Издательское дело», Брокгауз - Ефрон. 1901 г.
9. Фабрично-заводские Предприятия Российской Империи. Издание второе. Петроград. 1914. № 1420.
10. Россия в конце XIX века. Под общей редакцией В.И. Ковалевского. Издание Высочайше утвержденной комиссии по заведыванию устройством Русского Отдела на Всемирной выставке 1900 года в Париже и Министерства финансов России. 1900 г. Раздел «Стекольное производство».
11. Энциклопедический словарь. Том XXXIА. СПб. Типография Акц. Общ. «Издательское дело», Брокгауз - Ефрон. 1901 г.
12. Прейс-Курант на форменную, разных фасонов, аптекарскую, химическую и парфюмерную посуду и другие принадлежности аптек и лабораторий Божедомских и Ребровского стекольных заводов С.В. Глинского.
13. Каталог коллекции стекла. Зарубежное художественное стекло XIX - начала ХХ века (до 1917 г.) в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Владимир, 2010.
14. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб: Питер, 2002.
15. «Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета по проекту правил о товарных знаках».
16. Рыбин В.Н. Правовое регулирование института товарного знака в российском праве с 1896 по 1918 г.