Зачастую, исследуя картины неизвестных художников прошлого, мы можем лишь приблизительно датировать их произведения, основываясь, как правило, на технике исполнения и уже известных аналогах. Однако, рассматриваемый здесь случай скорее исключение из правил.
Портрет императора Николая II из Краеведческого музея города Клин
Речь пойдёт о портрете российского императора Николая II, который сейчас представлен в экспозиции Краеведческого музея на новой выставке «Большая перемена».
Портрет, написанный красками по металлу (медь и никелированная медь) долгое время хранился в запасниках Краеведческого музея. Со временем встал вопрос об изучении этого экспоната и датировке его написания.
Первоначальная датировка портрета была определена между 1894 и 1917 годами (т.е. временем правления императора). Причин этому две: во-первых, император изображён уже взрослым, во-вторых, изначально, сверху к картине было прикреплено небольшое украшение в виде короны Российской империи.
Можно было и остановиться на первоначальной, довольно широкой датировке, но в нашем случае император был изображён с государственными наградами, что значительно упростило датировку всего портрета. За свою жизнь Николай II имел несколько российских и несколько десятков иностранных наград.
Обратимся к наградным планкам, а также к синхронным по времени портретам царя. Голубая лента, проходящая через правое плечо, является орденской лентой к ордену Андрея Первозванного, который также представлен на портрете в виде 8-конечной серебряной звезды на груди. В вопросе датирования картины он не играет важную роль, так как Николай II был награждён им в 1868 году сразу после рождения по праву принадлежности к династии Романовых.
Выше Андреевской звезды находится 4 награды. Самая крайняя справа – орден Спасителя – высшая награда Республики Греция, была вручена Николаю II в 1884 году, а вот второй справа – орден Даннеборг, одна из наиболее значимых наград Датского королевства. Ею государь был награждён в 1894 году. Медаль, следующая за датским орденом – «В честь коронации Александра III» (1883), и, наконец, ближе всего к центру груди расположен Орден Св. Владимира, полученный государем в 1890 году. Ко всему прочему можно отметить, что император одет в мундир полковника, а соответствующее звание было получено им в 1892 году. Таким образом, представленная картина не могла быть написана ранее 1894 года.
И, действительно, если мы посмотрим на другие портреты этого времени, то увидим сходство как в стиле изображения государя, так и в наградах. Самый яркий тому пример – работа Ильи Ефимовича Репина «Парадный портрет Николая II» (1895).
Репин И.Е. «Парадный портрет Николая II» (1895)
Галкин И.С. «Николай II» (1898)
Не меньшее значение для датировки имеют награды… которых на нашем портрете нет! В частности, если в качестве примера посмотреть на известную работу Ильи Савича Галкина «Николай II» (1898) или Эрнста Липгарта «Портрет императора Николая II» (1900), то не трудно заметить, что на груди самодержца добавляется ещё одна награда - медаль «В память царствования императора Александра III», которая была учреждена 26 февраля 1896 года.
Именно этой награды нет на нашем изображении, что позволяет сделать вывод о времени написания императорского портрета между 1894 и 1896 гг. включительно.
Липгарт Э. «Портрет императора Николая II» (1900)
Всеобщий Русский календарь, 1898
Поскольку портрет вероятнее всего являлся копией, а не был написан с натуры, то датировка картины должна быть несколько расширена. Так, изображение императора на страницах Всеобщего Русского календаря 1898 и 1901 гг. идентично нашему по набору наград.
И только начиная с 1902 года государь изображается с медалью «В память царствования императора Александра III». Исходя из этого, окончательная датировка нашего портрета должна быть определена как между 1894 и 1902 гг.
Всеобщий Русский календарь, 1901
Николай II с семьёй, 1902