Хоть город Клин и находится за несколько сотен и даже тысяч километров от морей, немало наших земляков посвятили свою жизнь флоту. Судьбы многих из них связаны со службой в военно-морских силах в годы Великой Отечественной войны. Военным моряком был Петр Ефимович Рябов.
Он родился 14 (27) января 1903 г. в деревне Тимонино Клинского уезда. Как следует из характеристики, составленной Клинской организацией Российской коммунистической партии (большевиков), его отец, «бедный полукрестьянин» 38 лет работал на Высоковской мануфактуре. Детство Петра Ефимовича также было тесно связано с этим ткацким предприятием. В 1916 г. он окончил курс Высоковского двуклассного фабричного училища. Во многом жизненный путь Петра Ефимовича был предопределен, – он должен был пойти по стопам отца и занять его место на фабрике. Однако мальчик учился прилежно. Согласно хранящемуся в Клинском краеведческом музее свидетельству об окончании фабричного училища, Петр Ефимович имел отличные оценки по всем предметам (Закон Божий, русский язык, чистописание, арифметика, геометрия, история, география, естествознание), кроме пения, по которому у него была «тройка». С большей долей вероятности, родители Петра Ефимовича, видя успехи сына в учебе, решили отправить его «в люди». Так, тринадцатилетний юноша оказался в Москве. С 1916 г. он трудился «мальчиком» в торгово-промышленной конторе на должности конторщика. Именно в Москве Петр Ефимович встретил революционные события 1917 г., которые стали определяющими для России и нашего земляка.
Петр Ефимович Рябов. Москва, апрель 1945 г.
Молодой человек безоговорочно принял революцию и приветствовал приход к власти большевиков. Рябов был одним из первых членов Российского коммунистического союза молодежи, в ряды которого он вступил в 1918 г. В это же время он вернулся в Клин, где занимался комсомольской работой в городе и уезде. Партийная карьера юноши развивалась стремительно. Уже в декабре 1919 г. в возрасте 16 лет Рябов стал членом РКП (б). Для многих молодых людей, таких как Петр Ефимович, которые искренне верили в революционные идеалы и посвятили себя строительству нового советского государства, членство в коммунистической партии открывало огромные перспективы. Так, на начало января 1920 г. Рябов занимал должность секретаря Клинского уездного комитета РКСМ.
В годы Гражданской войны партбилет давал не только возможность занимать высокие посты, но и возлагал на коммуниста большую ответственность, а также обязывал его быть готовым исполнить любой приказ партии. В январе 1920 г. Центральный комитет РКСМ мобилизовал Петра Ефимовича для работы в Сибирском бюро комсомола. Так, наш земляк оказался в Семипалатинске. Он, несмотря на юный возраст, был опытным комсомольским работником, которому было поручено организовать на новом месте первые ячейки РКСМ. Работать Рябову и его товарищам приходилось в тяжелых условиях. Красная армия вела активные боевые действия и наступала на Восток, тесня подразделения Русской армии А. В. Колчака. В конце ноября – начале декабря 1919 г. колчаковские силы оставили Семипалатинск. Поэтому белогвардейское влияние в городе и Семипалатинской области (впоследствии – губернии) продолжало оставаться существенным. Петру Ефимовичу пришлось «по горячим следам» вновь организовывать советскую власть. Он вспоминал, что командированные комсомольцы и коммунисты столкнулись с серьезным сопротивлением со стороны местного городского населения, особенно учащейся молодежи, которая саботировала начинания семипалатинской организации РКСМ, а также решения партийного и советского руководства. Кроме того, в губернии неоднократно вспыхивали антисоветские восстания, в ходе которых некоторые комсомольские и партийные ячейки были уничтожены в полном составе. В этой связи Петр Ефимович не только занимался административной работой как секретарь губернского комитета РКСМ, но и как боец Частей особого назначения участвовал в боях с мятежными казаками, крестьянами, белогвардейскими подразделениями и бандами, действовавшими в тылу Красной армии.
За время своей службы в Сибири Рябов серьезно подорвал здоровье, что стало причиной его отзыва в распоряжение ЦК РКСМ в феврале 1921 г. в Москву. Это позволило Петру Ефимовичу вернуться в Клин и продолжить работу в уездном комитете РКП (б). Будучи челном президиума, он последовательно занимал должности инструктора президиума (12 сентября – 25 октября 1922 г.), председателя комиссии Последгола (25 октября 1922 – 1 июня 1923 гг.) и инструктора организационного отдела (1 июня – 20 октября 1923 г.). В Клину и уезде молодой человек выступал с лекциями «по различным вопросам».
Примечательно, что Рябов, еще как представитель семипалатинской организации РКСМ, присутствовал на III Всероссийском съезде РКСМ в октябре 1920 г., где лично видел В. И. Ленина и слушал его речь «Задачи союзов молодежи». В ней лидер большевиков подчеркнул, что главная задача молодежи – учиться. Петр Ефимович последовательно выполнял завет председателя совета народных комиссаров. Он постоянно совершенствовал свои знания, был политически подкован. Из характеристики молодого человека, составленной в октябре 1923 г., следует, что он, имея «среднюю марксистскую подготовку», «хорошо знаком с политической, полит.-экономической программой и позицией РКП». Перспективного молодого человека заметили вышестоящие партийные органы. Поэтому в октябре 1923 г. он был направлен на учебу в недавно образованное Военно-морское политическое училище имени С. Г. Рошаля. Так началась морская карьера Петра Ефимовича.
Удостоверение инспектора президиума Исполнительного комитета Клинского совета Петра Ефимовича Рябова. Клин, 1922 г.
Параллельно учебе в училище Рябов вел партийную работу в стенах этого военного учебного заведения. Он был на хорошем счету у руководства. Начальник училища Муравьев в характеристике на Петра Ефимовича отмечал, что «тов. Рябов провел весьма большую работу: он лично содействовал укреплению единства партийных рядов и партийной дисциплины; чутким товариществом подходов и курсантам, твердостью в проведении партийных и служебных решений, он подавал пример увязки партийной и военной дисциплины». В 1927 г. он был переведен на должность организатора партийной работы в Военно-морское инженерное училище имени В. Э. Дзержинского. Зарекомендовав себя ответственным партийным работником, в 1929 г. Рябов продолжил обучение в Военно-политической академии, после окончания которого началась его строевая служба во флоте.
В 1933 г. Петр Ефимович вернулся на Балтийский флот. Он был назначен комиссаром необычной подводной лодки «Л-55». Эта субмарина – бывшая английская подводная лодка HMS L55, потопленная в Финском заливе в 1919 г. Позднее, в 1928 г. она была поднята со дна моря, восстановлена и была введена в состав советского военно-морского флота. После недолгой службы на этом необычном судне Рябов был переведен на Тихоокеанский флот. На Дальнем Востоке Рябов занимал ряд командных должностей и прошел путь от заместителя начальника политотдела гарнизона подводных лодок до комиссара Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Как и многих высокопоставленных военных, Петра Ефимовича не обошли стороной репрессии. В апреле 1938 г. он был арестован. Однако следствие не смогло доказать его вину. В сентябре 1939 г. он был не только освобожден из тюрьмы и восстановлен в звании, но и получил назначение в Главное политическое управление ВМФ в Москве. Великую Отечественную войну Петр Ефимович встретил в должности начальника отдела пропаганды.
Петр Ефимович Рябов с женой Александрой Ивановной и сыном Сергеем. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.
Занимая высокий пост в Главном политуправлении ВМФ, Рябов в годы войны неоднократно выезжал на Балтийский и Черноморский флоты, где координировал работу политработников. Известно, что Петр Ефимович участвовал в Керченского-Феодосийской десантной операции в конце декабря 1941 – начале января 1942 гг., за что получил свою первую государственную награду – Орден Красного знамени. О боевом пути Рябова говорят его награды – медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Японией». За годы Великой Отечественной войны он стал кавалером двух Орденов Красного знамени (в третий раз он был отмечен этим орденом в 1953 г.) и высшей советской награды – Ордена Ленина (в 1949 г. наш земляк был награжден вторым таким орденом). В 1943 г. Петру Ефимовичу было присвоено звание генерал-майора береговой службы.
После войны Рябов продолжил работу. В 1945–1952 гг. он занимал пост начальника Высших военно-политических курсов ВМФ, а в 1953–1956 гг. – исполнял обязанности заместителя начальника по политической части Главного инженерного управления ВМФ. В 1956 г. Рябов вышел в отставку. 25 мая 1961 г. Петр Ефимович умер.