Борис Иванович Лисицын родился в Клину 1 апреля в 1913 г. После окончания школы поступил в Московский государственный университет (МГУ), по завершении учебы получил специальность геоботаник. В довоенные годы он работал в экспедициях на Памире.
Лисицын Б. И. 25 октября 1941 г.
В декабре 1940 г. Б. И. Лисицын был призван в ряды РККА. В первые месяцы Великой Отечественной войны он служил в войсках ПВО в Клину начальником 661-го батальона аэродромного обслуживания (Командиром воинской части был капитан Кудинов Илья Петрович, ленинградец, 1902 г. рождения). Батальоны аэродромного обслуживания (БАО) представляли собой отдельные авиационно-технические части, функцией которых было обеспечение боевых действий одного-двух авиационных полков. Для авиации ее тыл всегда играл важную роль в успешном и эффективном ведении боевых действий авиационными соединениями и частями. В число задач БАО входили: содержание аэродромов (и их оборудование на новом месте), подготовка самолётов к боевым вылетам (пополнение горючим и боеприпасами), ремонт подбитых самолетов, дотянувших до своего аэродрома, перемещение имущества в случае смены места дислокации. Техники, механики, оружейники несли свою службу в тех самых БАО. В целом, в первые месяцы войны организация инженерно-аэродромного обеспечения была слабой, а взаимодействие тыла ВВС фронтов со штабами находилось на зачаточном уровне.
В тревожные дни октября 1941-го, когда велись ожесточенные бои и линия фронта приближалась к Москве, был получен приказ об уничтожении клинского аэродрома. Лейтенант Лисицын занимался эвакуацией аэродрома. Нужно было не только организовать эвакуацию в Казань гражданских лиц, увезти оборудование, но и в случае захвата Клина неприятелем взорвать ангары и взлетные полосы. На все отводилось 5 дней. Несмотря на то, что спешили, эвакуация заняла 7 дней.
Военнослужащие военной части п ящ. № 12. 1941 г.
В дальнейшем Бориса Ивановича направили на службу в учебный полигон дальней ночной бомбардировочной авиации под Рязанью (близ поселка Белоомут), который еще предстояло организовать.
К этому времени опыт дальних полетов советских тяжелых бомбардировщиков уже имелся. После налетов немецких самолетов в июле 1941-го на Москву советское командование решило нанести ответный удар с самой западной точки – о. Эзель. Предстояло преодолеть расстояние до Берлина в 900 км (в одну сторону), из общего расстояния 1400 км – над морем. Первый авианалет на Берлин состоялся с 7 на 8 августа; до 5 сентября их было совершено уже девять.
Главной задачей бомбардировочной авиации на протяжении всей войны являлось уничтожение живой силы и техники противника на поле боя, на марше и в местах скопления, что отвечало основному ее предназначению – непосредственная поддержка сухопутных войск. К началу войны бомбардировочная авиация по своему оперативно-тактическому предназначению делилась на ближнюю и дальнюю; ближняя предназначалась для непосредственного тактического взаимодействия с наземными войсками, дальняя – для ударов по глубокому тылу противника.
Осенью 1941 г. было положено начало созданию ночной легкобомбардировочной авиации. Чтобы отрабатывать ночные полеты дальней бомбардировочной авиации, в окрестностях Рязани предстояло организовать учебный полигон. Вырубались леса, на их окраинах создавались полигоны, ставились мишени. Для работы привлекались невоеннообязанные: старики и женщины.
На вооружении частей дальней авиации в числе других самолетов стоял тяжелый бомбардировщик ТБ-7, более известен как Пе-8. Переименован в честь конструктора В. М. Петлякова после его гибели.
Историческая справка. Самолет разрабатывался как скоростной высотный тяжелый бомбардировщик дальнего действия. Заложенные в его основу принципы позволяли использовать самолет для военно-транспортных целей: перевозка грузов и личного состава (50 человек с полным снаряжением) на дальность до 2000 км. Самолет относили к категории «летающая крепость» (по аналогии с американским бомбардировщиком Boeing B-17 Flying Fortress). Выпускался в Казани в 1940–1944 гг., произведено было 97 самолетов, из них 13 были уничтожены немецкой авиацией в самом начале войны. Снят с вооружения ВВС в начале 1945 года. После войны использовался для транспортировки грузов в Арктике.
В учебно-послужной картотеке указана часть, в которой служил Борис Иванович Лисицын: 2-я гвардейская авиадивизия Дальнего действия (2 гв. ад дд). В начале своего боевого пути, в первые месяцы войны, части дивизии участвовали в боях на Северо-Западном фронте; главной задачей дальних бомбардировщиков дивизии в октябре – ноябре 1941 г. являлась поддержка сухопутных войск бомбовыми ударами по наступающим войскам и технике противника на фронте от Калинина до Тулы. 5 декабря 1941 г. дивизия была преобразована в 1-ю ночную тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. Экипажи бомбардировщиков уничтожали вражеские железнодорожные эшелоны на участках Вязьма – Смоленск, Орша – Вязьма, Смоленск – Витебск, наносили удары по мостам в районах Вязьмы и Дорогобужа. С декабря 41-го по апрель 42-го части авиадивизии нанесли ощутимые потери врагу в районе Вязьмы, Смоленска, Витебска, Орши, Брянска и др… Контролирующие экипажи по результатам бомбардировок готовили специальный отчет. Его заключение могло быть, например, таким: «Части соединений с поставленной задачей справились. По оценке контролирующего: бомбометание было хорошим и эффективным» (из журнала боевых действий).
Позднее, уже в 1945-м, части авиадивизии проявили себя в боях за Кенигсберг и в штурме Берлина. В ночь на 26 апреля летчики дивизии совершили удар по Берлину. За отличное выполнение боевых заданий по бомбардированию объектов на подступах к Берлину и в самом городе полкам дивизии приказом Верховного Главнокомандующего от 2 мая 1945 г. была объявлена благодарность. Спустя несколько дней бомбардировочная авиадивизия, в дополнение к почетному названию «Гвардейской» и «Севастопольской» получила наименование «Берлинской». Полное название: 2-я гвардейская Севастопольская Берлинская бомбардировочная авиадивизия.
Борис Иванович Лисицын служил в дальней бомбардировочной авиации в Белоруссии и в Польше; ему довелось участвовать в организации и обслуживании аэродрома с самолетами советской армии и одной из союзнических армий (США). По его рассказам, для посадки тяжелых самолетов взлетные полосы делались из металла, их привозили через Мурманск. После войны американцы потребовали возвращения этих полос. Их разбирали и везли на студебекерах, которые тоже требовалось вернуть.
Б. И. Лисицын был награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» «За взятие Берлина», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги».
В 1947 году Лисицын Борис Иванович в звании гвардии капитан демобилизовался и вернулся в Клин. Его назначили директором училища для репатриированных испанцев; это учебное заведение готовило стеклодувов около года. Вскоре он перешел на другую работу – заместителем директора по политической части в Клинской машинно-тракторной станции (МТС). Позднее он работал заведующим отделом политической жизни газеты «Серп и Молот», затем – редактором газеты «Совхозное производство» совхоза «Динамо».
Автор статьи: Лисицына Надежда Евгеньевна