В XVII веке дипломат – это не только посол, но ещё и шпион, разведчик, а временами и художник. Именно такая миссия ждала Эрика Пальмквиста, одного из участников шведского посольства в Россию в 1673 году.
Рисунок из альбома Эрика Пальмквиста
Основная цель посольства – установление с Россией союзных отношений, однако у Э. Пальмквиста было особое задание: делать зарисовки русских крепостей, описывать дороги и составлять карты.
Эрик, совмещая в себе талант блестящего художника и умение подкупа русских должностных лиц, сумел составить подробные планы укреплений Новгорода, Пскова и Москвы. Более того, в его «Альбом» вошли даже карты Сибири и Каспийского моря, а в текстовой части он крайне подробно описывает как лучше добираться из одного населённого пункта в другой.
План Москвы. Рисунок из альбома Эрика Пальмквиста
Сейчас труд шведского художника - один из ярчайших иностранных источников по истории России XVII века. Для нас он ещё интересен в связи с упоминанием Клина. Это упоминание одного из самых подробных описаний нашего города и его окрестностей в средние века.
Сначала Клин отмечен Э. Пальмквистом в самом начале карты реки Волга (с. 117) и на карте его путешествия из Твери через Клин в Москву (с. 113). Далее его рассказ приводится в контексте путешествия посольства из Твери в Москву (с. 297-298):
Фрагмент карты из альбома Эрика Пальмквиста
«Отсюда идёт достаточно хорошая дорога через село Завидово, что лежит у речки Дойбица в 5 верстах от Шоши. Оттуда такой же дорогой через реку Шурна до села Спас-Заулок 15 верст Шоши 20 верст (4 мили).
Из Спас-Заулка по худшей дороге едешь через маленькую реку Ямуга до торгового города, который совершенно открыт и называется Клин (25 верст / 5 миль).
NB. Здесь устроена царская винокурня, а также мельницы, а на довольно высоком холме расположен каменный монастырь, вокруг которого видны остатки укреплений, здесь же протекает река Сестра.
Отсюда у Клина переезжаешь по мосту реку Сестра и следуешь ещё 3 версты до реки Борозда оставляя по обе стороны села Борозда и Муша. Далее мимо села Мошница едешь 10 верст через большое болото, потом опять по хорошей дороге до селения Пешки 19 верст. От Клина верст 32, миль 62/5.
Говорят, что эта дорога опасна из-за лихих людей и разбойников».
Кроме особенностей логистики, значимым представляется представление Клина как города, являвшегося своего рода промежуточным пунктом между Москвой и Тверью. Не менее важно упоминание Э. Пальмквистом топографических особенностей города, например, о наличии царской винокурни в других источниках не говорится, а упоминания церковных и гражданских построек единичны для этого времени. Свидетельство шведа об остатках неких укреплений в городе – вообще самое раннее из имеющихся.
Фрагмент рисунка из альбома Эрика Пальмквиста
Безусловно, «Заметки» Эрика Пальмквиста существенно дополняют наши знания о Клине в XVII веке, но вместе с тем, ставят другие вопросы. Судьба шведского художника, дипломата и шпиона сложилась трагически: вернувшись на Родину в 1674 году, он, спустя два года во время событий шведско-датской войны попадает в плен, из которого уже не вернётся …
Заметки о России, сделанные Эриком Пальмквистом в 1674 году представлены на сайте Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина https://clck.ru/34vs6S