Мало кому из наших современников знакома система «записей актов гражданского состояния», существовавшая до появления отделов со звучным названием «ЗАГС». До них эту функцию выполняли церкви. Именно там велись метрические книги, являющиеся основным источником сведений по демографии России до 1917 г.
В Клинском краеведческом музее хранится подшивка метрических книг прихода церкви Знамения Пресвятой Богородицы села Михайловское Клинского уезда (1790–1828 гг. 295 л. ККМ НВФ 2792). Этот документ чуть не сгорел во время пожара. Значительно пострадала поверхность объёмной книги — обложка и крайние листы утрачены, обрез обгорел. Кроме того, утрачено несколько листов в середине, а чернила местами сильно выцвели. И всё же, несмотря на сохранность, в метриках удалось почерпнуть интереснейшие сведения о прошлом.
Метрическая книга церкви Знамения Пресвятой Богородицы села Михайловское. 1790-1828 гг. Фонды Краеведческого музея города Клин
Метрические записи Знаменского прихода охватывают период с 1790 года по 1828-й, то есть 38 лет, — больше, чем треть века. Период достаточный, чтобы составить общее представление о рождаемости и смертности двести лет назад, сделать некоторые выводы и сравнить с современным положением дел.
Наряду с данными церковного учёта, в конце XVIII — первой трети XIX вв. велась и государственная статистика. Это — так называемые «ревизские сказки», служившие основным документом для налогообложения (а налоги брались с каждой «ревизской души» (взрослого мужчины) из податных сословий). Однако данные церковного учёта вызывают больше доверия, чем светский государственный учёт. Во-первых, ревизии проводились через определённое время, а церковные записи велись непрестанно, фиксируя три главных события в жизни человека — рождение, венчание (бракосочетание) и смерть. Во-вторых, метрические записи ограничены пределами церковного прихода, в нашем случае — Знаменского. И, в-третьих, ощущается большая личная ответственность составителей. «В записной метрической книге писано нами всё сущее справедливо и ничего не утаено, а ежели же в чём показали несправедливость и учинили в чём-нибудь утрату, за то повинны положенному по правилам и указам штрафованием. Священник Иван Николаев руку приложил. Той же церкви дъячок Андрей Петров руку приложил. Той же церкви пономарь Данила Иванов руку приложил».
Местом составления метрик являлась церковь Знамения Пресвятой Богородицы села Михайловское Клинского уезда. Это село находится к югу от Клина; окрестные деревни от Мисирево в направлении Малеевки входили в состав прихода. Село Михайловское на рубеже XVIII–XIX вв. было вотчиной капитана Петра Фёдоровича Телегина. К Знаменскому приходу относились окрестные селения: деревни Кононово и Елино, а также сельцо Марфино, сельцо Отрада и сельцо Караваево.
Помещичьи крестьяне составляли наибольшую часть прихожан Знаменской церкви. Кроме них прихожанами были, как следует из документа, «ямщики Клинского яму деревни Иевлево» и «того же Яму сельца Мисирева», — разумеется, с семьями. Также в состав прихода входили государственные деревни: Ситниково и Кузнечиково, ранее (до секуляризации церковных земель в 1764 г.) принадлежавшие Церкви.
Метрические книги состояли из трёх разделов и велись параллельно. Любая запись начиналась с даты, а каждая книга — с января месяца.
В разделе «О родившихся» указывается, какого пола ребёнок, от каких родителей, какое имя при крещении получил, и кто были его восприемник и восприемница. Распространено другое название для «воспринимающих ребенка от купели»: «крёстные отец и мать». Они приносили младенца в церковь крестить (родная мать идти в церковь ещё не имела права), а в дальнейшем — следили за воспитанием своего подопечного.
Заканчивался год, и записи первого раздела завершала приписка: «В нашем показанном Знаменском приходе таких младенцев, кои б по рождении не были святого крещения сподоблены, в 792м году не имелось». А если книгу вёл более старательный священник, то подводил итог: «Итого в 793 году родилось и святого крещения сподоблено мужеска пола — 17, женска пола 18, обоего пола 35 человек».
Раздел о сочетавшихся браком. Приведём пример записи из этого раздела. В 1792 году венчаны: «Клинской округи вотчины девицы Марьи Николаевны Лаговшиной сельца Марфина крестьянин вдовы Марьи М…(неразборчиво) сын с крестьянкой той же вотчины и деревни Василия Михайлова дочерью, девкой Катериной Васильевой, обои первым браком».
Венецианов А.В. «Пряха». 1839 год
В среднем в Знаменской церкви происходило 10–11 бракосочетаний, а в некоторые годы — до 15–16 и даже 19 (1792 г.). Лишь в 1812 г. состоялось одно венчание; тогда было не до свадеб: летом того памятного года 600-тысячная армия Наполеона вторглась в Россию.
Раздел об умерших. В разделе записывалось, кто именно умерший (мужского или женского пола), имя, в каких летах, и отдельная графа — «какими болезнями». Именно так, не закончив мысль на бумаге (писавший знал, что имеет в виду) указана в метриках причина смерти. Записанный одним словом со слов крестьян диагноз основывался на их представлениях о медицине, и был очень приблизительным. Хотя, наверное, современные врачи могут в ряде случаев дать принятое теперь название тех болезней. Например, чахотка — устаревшее название прогрессирующего истощения организма при хронических заболеваниях. Чем чаще всего была вызвана смерть? «Чахоткой», «горячкой», «опухолью», «удушьем». Зафиксирован случай, когда человек «утонул нечаянно в воде». Есть — «родами». Встречается «оспой». Был случай, когда девица 23-х лет утонула в колодце. А чаще всего — «неизвестно». Последние две графы: возраст умерших и причины смерти велись не всегда, в течение 16 лет с перерывом, там, где «Пётр Григорьев руку приложил», затем прервались. Другой священник вёл записи более упрощённо.
Проследим данные о детской смертности. Закрепилось мнение, что в прошлом была высокая детская смертность. Из метрик следует, что в 1793 г. в приходе умерли два младенца: трёх и семи недель от роду. Исключение — 1825-й год. Тогда за один год в приходе умерло 14 младенцев в возрасте одного года. Встречается запись ещё о двух умерших детях — 10 и 11 лет. Получается, что за 16 лет умерло 16 младенцев и ещё двое отроков. Напомним, что возраст умерших записывался не всегда, а лишь в течение 16 лет, поэтому за остальные 22 года о детской смертности мы сказать ничего не можем.
Обратимся к русской классике. У пушкинского литературного героя — дворянина Петра Гринёва девять братьев и сестёр умерло в младенчестве. Действие происходит во второй половине XVIII века, немного раньше составления наших метрик. Данные метрических книг дают другую картину детской смертности: 16 крестьянских детей за 16 лет во всех деревнях прихода. С учётом, что в 1825 г. была, вероятно, какая-то эпидемия (14 годовалых младенцев на 10 деревень). Получается, что распространённое представление, что «много рождалось детей, но много их и умирало» не подтверждается. Или касается других, неблагополучных времён.
Часть об умерших завершалась словами: «В показанном нашем приходе таких людей, чтобы померли, а не получили христианского погребения, в (таком-то) году не имелось». Такого рода приписки ещё раз подтверждают добросовестность метрических записей.
Средняя продолжительность жизни. В течение 12 лет в метрических книгах указывался возраст умерших. Затем священник, который вёл книги, сменился, и система записей упростилась. За 12 лет в селениях Знаменского прихода умерло 70 человек, а родилось — 518 (!). Среди умерших были крестьяне, дожившие до 80 и 82 лет. В трёх случаях возраст умерших не указан. Средняя же продолжительность жизни прихожан Знаменской церкви составляла 51–52 года. Интересно, что средняя продолжительность жизни правящих представителей династии Романовых была в среднем 45 лет.
Тропинин В.А. «Старик крестьянин». 1825 год
Соотношение числа родившихся и умерших. И, наконец, самое главное, что создаёт картину демографической ситуации: сравнение ежегодного числа родившихся и умерших. Рассмотрим эти данные в табличной форме.
Выводы из приведённой таблицы сделать несложно. Хотя в записях, которые охватывают почти 40 лет, есть пропуски, цифры всё же впечатляют. Из самой первой записи — 1790 года — следует, что родилось 35 человек, а умерло 5. Легко посчитать, что родившихся — в 7 раз больше. В 1791 г. родилось 26, умерло 6, то есть в 4,3 раза больше родилось. До 1810 г. наблюдаем ежегодный рост населения. Рождаемость превышала смертность, подчас в 8 и даже в 10 раз. А в 1811 г. родилось 20 человек, а умерло 22. После 1812 г. до 1828 г. такая картина (когда умирало людей больше, чем рождалось) повторялась четыре раза, но не было года, чтобы смертность превышала рождаемость хотя бы даже в два раза.
Преобразованные данные из метрических книг прихода церкви Знамения Пресвятой Богородицы села Михайловское Клинского уезда (1790–1828 гг. 295 л. ККМ НВФ 2792). Фонды Краеведческого музея города Клин
Разумеется, на основе метрических книг одного из приходов Клинского уезда мы не можем говорить о демографической ситуации в целом по России. Но представление о положении дел в Клинском крае всё же удаётся получить. Сопоставление данных рождаемости и смертности конца XVIII — первой четверти XIX века с ситуацией XXI века — не в пользу современности. Согласитесь — есть, о чём задуматься.
Ссылка для цитирования: Лисицына Н.Е. О чем можно узнать из метрических книг. Демографическая ситуация в Клинском уезде в конце XVIII – первой четверти XIX века // Подмосковный летописец. № 1 (51). 2017. С. 12-15.