В 2007 году сотрудником Краеведческого музея Лисицыной Н.Е. и клинскими краеведами Пирогом В.Р. и Окуловым А.А. были изучены курительные трубки 200-летней давности, обнаруженные в историческом центре города Клин. О том, что интересного могут рассказать такие необычные археологические артефакты можно прочитать в статье Лисицыной Н.Е., Пирога В.Р., Окулова А.А. "Красноглиняные курительные трубки приоткрыли историю нашего края" в газете "Серп и Молот" от 02.08.2007, стр. 15, которую мы приводим здесь полностью.
"Глиняные курительные трубки, найденные на территории Клинского края, поначалу казались исключительно местным, уникальным материалом. Настолько нецелесообразным, при наличии собственных глин и развитого гончарного промысла, казался их привоз или заимствование извне.
Но уже в ходе работы над статьей «Табачные ювелиры» авторам попалась статья в журнале «Мир музея» № 6 (184) за ноябрь-декабрь 2000г. о музее «Мещанская слобода» школы № 268 Центрального округа Москвы. Школьный музей столицы оказался обладателем курительных трубок, аналогичных клинским. Директор этого музея датировал их 18 веком.
В августе-сентябре 2003г. при технических раскопах на территории Торговых рядов города на глубине до 2-2,5 м вновь были найдены фрагменты курительных трубок.
Скромный глиняный предмет, как оказалось, уже не раз становился предметом специальных исследований. Существует несколько работ зарубежных авторов, специально посвященных курительным трубкам. В отечественной историографии их анализ был до определенного времени краток и поверхностен.
Вновь поднял проблему Музей истории города Москвы (МИГМ). В 1996 году вышел 9-й сборник трудов «Археологические памятники Москвы и Подмосковья», в котором специальная статья посвящалась красноглиняным курительным трубкам из фондов МИГМ. В собрании Музея истории города Москвы примерно 1/8 часть общего числа имеющихся глиняных курительных трубок (около 100 предметов) составляет интересующий нас материал — так называемые «турецкие» трубки.
Авторы статьи предприняли попытку классификации и интерпретации именно этого материала.
О НАЗВАНИИ «ТУРЕЦКИЕ»
Первый вывод после знакомства с исследованием московских ученых: мы имеем аналогичный материал — местные находки курительных трубок по форме и орнаментации совпадают с изображениями и описаниями предметов из фондов Музея истории города Москвы.
Специфика поступлений материала в МИГМ — это случайные находки в ходе земляных работ. Таким же образом были найдены глиняные трубки в Клину и его окрестностях. Определить возраст наших находок теперь можно, опираясь на исследование МИГМ, в котором преобладающие в коллекции предметы датируются 18 — началом 19 века.
Закономерно возникает вопрос о происхождении, то есть о месте изготовления предмета. В нашем случае для предмета, бытовавшего в русских городах, несколько интригующе звучит появившееся и используемое московскими учеными обобщенное название — «турецкие трубки».
Итак, почему за керамическими трубками определенной формы закрепилось название «турецкие»?
Интересующая нас форма трубок, как нетрудно догадаться, была на рубеже 18-19 веков заимствована из Турции. Сначала «турецкие» курительные трубки получили распространение на Черноморском побережье, а позднее мода на восточные предметы быта пришла в Москву и, как подтверждают местные находки, в Подмосковье. В России они бытовали наряду с другими импортными курительными трубками — европейскими. Вспомним описание кабинета литературного героя — «философа в осьмнадцать лет» Евгения Онегина: в числе прочих модных штучек его украшал также «янтарь на трубках Цареграда».
Интересно, что на картине П.А.Федотова «Свежий кавалер» в числе разбросанных на полу предметов можно увидеть красноглиняную трубку.
Мы располагаем не столь обширным числом предметов, и сохранность их оставляет желать лучшего, однако на основании изучения имеющегося количества и качества местного материала можно сделать определенные выводы.
Клинские находки являются предметом лепной керамики. Это красноглиняные курительные трубки, основная часть которых подпадает под название «турецкие».
Предлагаем схематичный рисунок в натуральную величину с указанием составляющих частей этого конструктивно несложного предмета. Для более подробного последующего описания можно выделить чашечку, куда насыпался табак, венчик и дульце, или втулку, в которую вставлялся мундштук. Декорированы предметы оттисками различных штампов по необожженной глине.
Сохранность находок, к сожалению, пострадала, подчас серьезно. Помимо трубок с утратами, мы имеем десятки фрагментов разной величины, которые, несмотря на определенную типологию, не всегда позволяют представить, как выглядел целый предмет.
О ФАСОНАХ
Однако среди общей массы так называемых «турецких» трубок можно выделить несколько видов, отличающихся друг от друга, или фасонов. Сразу оговоримся, что четкое число фасонов определить не удастся по той причине, что, помимо предметов с определенным набором признаков, есть еще и такие, которые затруднительно отнести к какому-либо фасону.
Из множества применявшихся в Турции форм курительных трубок наибольшее распространение в Клину, как и в Москве, получили трубки фасона «тахта-чубук».
Поскольку фасон заимствован из Турции в том виде, в каком бытовал, то применимо и его оригинальное название по отношению к нашим находкам.
Трубка «тахта-чубук» имеет чашечку округлой формы, венчик цилиндрический. На клинских образцах венчик умеренной высоты, у оригинальных же турецких трубок он был (как следует из материалов московских музеев) заметно выше. Втулка короткая (возможно, отсюда появилось название «носогрейка»), с выраженным валиком. Нижняя часть трубки, где втулка соединяется с чашечкой, получила название «киль».
Фасон «тахта-чубук» наиболее богато орнаментирован. В качестве элементов декора используются оттиски нескольких штампов, которые в разных комбинациях создают запоминающийся характерный образ. Четко определенного набора элементов, как видим, нет.
Некоторые из элементов декора получили названия, например, «каури», который использовался для декорирования чашечек курительных трубок. Этот элемент действительно напоминает по форме раковины брюхоногих морских моллюсков, получивших распространение и долгое время использовавшихся в качестве международных денег.
Другой элемент украшения трубок «тахта-чубук» — «полупальметка». Повторяющиеся оттиски одного штампа (три, пять, иногда семь раз подряд) составляли ярусы; достигалось большее разнообразие оформления.
Полупальметками (и пальметками) декорировался венчик курительных трубок; но встречаются одиночные оттиски пальметки и в верхней части чашечки.
«Каури» и «пальметки» — самые распространенные элементы декора. Отдельные оттиски «каури» и ярусы пальметок разделяются двойными вертикальными полосами на сектора, что создает определенный ритм, и мы можем говорить в данном случае об орнаменте.
Другой «турецкий» фасон носит название «полунарцисс». На первый взгляд, он по размерам и пропорциям схож с фасоном «тахта-чубук», однако имеет свои характерные черты: граненую чашечку дисковидной формы, граненую втулку, высокий венчик. Декор очень скромный. Это упрощенный вариант фасона «нарцисс», который из-за имитации лепестков получил свое название за сходство с цветком.
Часть курительных трубок, возможно, следовало выделить в отдельную группу. Имея общий облик «турецких» курительных трубок — их пропорции, выраженные части трубок, они не подходят под описания двух предыдущих фасонов. В одном случае причислить эти образцы к «тахта-чубук» не позволяет вид или характер декора, в другом — размеры курительных трубок. В первом случае мы имеем варианты на тему нового оформления уже привычной формы курительных трубок. Орнамент венчика — в виде сетчатых треугольников, в верхней части чашечки — рубчатый, или, пользуясь терминологией сотрудников МИГМ, «широкое колесо».
Некоторые курительные трубки заметно миниатюрнее основной массы интересующих нас предметов, поэтому может быть выделена отдельная группа с условным названием «фасон малый».
Элементы декорирования, встречающиеся на местном материале, достаточно разнообразны. Оттиск широкого или узкого «колеса» часто использовался мастерами, главным образом на валике втулки и на киле.
И, наконец, две найденные трубки хотя и напоминают описанные выше образцы, однако четко выпадают из общей картины. Оба изделия выполнены из белой глины. Первое имеет чашечку в форме низкого граненого цилиндра и декоративную надпись «МОСКВА»: буквы размещены по одной на каждой из шести граней. Понятно, почему трубку трудно назвать «турецкой».
Второе изделие имеет вполне «турецкий» внешний облик, однако некоторые особенности декора трубки заметно выделяют ее среди красноглиняных собратьев и не позволяют причислить ее ни к одному из известных фасонов. Тройной ярус пальметок на венчике говорит о сходстве с фасоном «тахта-чубук». Однако орнамент в верхней части чашечки — «широкое колесо», ограниченное сверху рядом треугольников, а снизу — рядом двойных треугольников, — явно не типичный для этого фасона, к тому же встречается на клинских трубках впервые. Обращает на себя внимание и то, что сформована трубка очень аккуратно, а ее поверхности имеют лощение.
О КЛЕЙМАХ
Отдельный предмет разговора — клейма на курительных трубках. На местных находках были найдены клейма, идентичные оригинальным турецким, а также фрагменты клейм, не похожих на византийские. Обнаруженные варианты клейм и их фрагменты приводятся в увеличенном размере.
На одной из клинских «турецких» трубок явственно просматривается клеймо «лист», аналогичное тем, какие использовали константинопольские мастера. Похожий оттиск был замечен и ранее, но был принят за один из видов декорирования. Месторасположение этого второго «листа» (как на оригинальных турецких трубках) — еще одно доказательство заимствования и распространения моды на турецкий товар.
В целом сопоставление коллекции красноглиняных курительных трубок в Музее истории города Москвы и имеющегося местного материала позволило по-новому взглянуть на предмет, как поначалу казалось, определенно возникший и изготовленный на Клинской земле. Стало возможным приоткрыть еще одну, пусть и небольшую, страничку в отечественной истории."