Одним из самых старинных портретов в фондах Краеведческого музея города Клин является портрет российской императрицы Екатерины II. Гравюра конца XIX века является копией с работы русского художника Дмитрия Григорьевича Левицкого, одного из крупнейших портретистов второй половины XVIII века.
Гравюра «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия». Копия конца XIX века. Первоначально гравюра принадлежала представителям рода Апраксиных и находилась в усадьбе Ольгово. После расформирования усадьбы в 1927 году картина, как и другие предметы, попала в Дмитровский музей. Затем в 1962 году была передана в фонды формирующегося Краеведческого музея города Клин, где сейчас и хранится.
В 1783 году Д.Г. Левицкий напишет портрет Екатерины II, изобразив её в храме Фемиды - богини Правосудия. Идея картины принадлежит не самой государыне, а канцлеру А.А. Безбородко, который и заказал картину у художника. В дальнейшем, концепцию портрета, Д.Г. Левицкий обсуждал в кругу поэта Г.Р. Державина и архитектора Н.А. Львова.
Левицкий Д.Г. «Екатерина II - законодательница в храме богини Правосудия». 1783 год
Картина, изображающая государыню, получилась наполненной различными аллегориями. Так, например, по левую руку от Екатерины II расположена статуя Фемиды - богини Правосудия. Фемиду как правило изображают стоящей и с повязкой на глазах, но здесь богиня сидит, как в знак того, что она может передохнуть, так как российской императрицей заветы Фемиды с точностью выполняются. Сжигание маков, считающихся символом спокойствия, как будто говорит, что императрица готова пожертвовать своим покоем «для общего покоя» - надпись на самом жертвеннике. Интересным кстати представляется то, что дым от сожжённого спокойствия Екатерины II идёт как раз в сторону Фемиды.
Стопку книг в дорогих переплётах как правило интерпретируют как знак активной законодательной деятельности императрицы. Орёл, сидящий слева у ног, является никем иным как богом Зевсом и держит в клюве оливковую ветвь - символ мудрости. Отражение мудрости на картине представлено ещё и рельефным изображением древнегреческого политика Солона.
На голове Екатерины II лавровый венок - символ побед. А на заднем плане картины ещё один символ побед - российский флот.
Борель П.Ф. Портрет Ипполита Федоровича Богдановича. Из: Портретная галерея русских деятелей. СПб.: тип. и лит. А. Мюнстера, 1864-1869. - Том II
По случаю написания картины, русский поэт И.Ф. Богданович напишет станс (приветствие в стихотворной форме) Д.Г. Левицкому:
«Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить». 1783 год
В это же время поэт Г.Р. Державин напишет оду «Виденье мурзы», в которой раскроет образ Екатерины II на картине Д.Г. Левицкого:
«Но с речью сей незапно
Мое все зданье потряслось,
Раздвиглись стены, и стократно
Ярчее молний пролилось
Сиянье вкруг меня небесно;
Сокрылась, побледнев, луна.
Виденье я узрел чудесно:
Сошла со облаков жена, -
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Боровиковский В.Л. Портрет поэта Гавриила Романовича Державина. 1811 год
Левицкий Д.Г. Автопортрет. 1783
Портрет Екатерины Великой принес славу Д.Г. Левицкому, а его произведение породило массу подражаний, одно из которых - гравюра конца XIX века хранится в фондах Краеведческого музея города Клин.