Скульптура Р.К. Залемана «Пётр Великий» в Краеведческом музее
08.05.2023Как выглядел Клин 350 лет назад?
13.05.2023
>
В истории Клина немало запутанных и детективных историй. Одна из таких - "разгром" города Иваном Грозным в 1569 году.
Мы не случайно ставим здесь кавычки, т.к. достоверность этого события вызывает вопросы. На данный момент известен лишь один источник упоминающий о клинском "погроме" - это послание двух лифляндских дворян - Иоганна Таубе и Элерта Крузе, которые в период Ливонской войны попали в русский плен, а затем, в 1564 году перешли на службу к Ивану Грозному в качестве дипломатов и переводчиков.
В 1571 году они совершают побег в Речь Посполитую, которая также тогда воевала против Российского государства. И спустя год появляется их послание.
Упоминание о Клине в послании приводится под 1569 годом в контексте похода царя на Великий Новгород и Псков, где опричному разгрому подверглась местная боярская верхушка:
Михаил Клодт «Иван Грозный и тени его жертв» конец XIX века
В этом дьявольском безумии вместе с младшим сыном выступил он с большим войском словно шел против отъявленного врага, и 30 числа того же месяца почти достиг со своими 15 000 воинов маленького городка, называемого Клином. Так как вследствие черной смерти, которая свирепствовала в Москве почти два года, погибли все знатные купцы и ремесленники, приказал великий князь 470 людям единовременно явиться из Переяславля в Москву и повелел им там жить. Это приказание никто не смел преступить под страхом сурового наказания. Все послушно отправились и пришли в городок Клин в количестве нескольких сот, предполагая послушно отправиться дальше. Он велел их всех задушить без всякого допроса, приказал убить грудных детей и не оставить во всем городке ничего, что имело жизнь. Из Клина поехал он дальше..."
Однако, напомним, послание И. Таубе и Э. Крузе - единственный источник, который упоминает об этих событиях в Клину. Другие источники, в том числе и иностранные, об этом молчат. Ко всему прочему, основными недостатками авторов послания является сильное преувеличение масштабов репрессий - например, количество жертв погрома в Твери оценивается в 90 тысяч. Не стоит забывать и о политической предвзятости послания - двум лифляндцам необходимо было заслужить доверие на новом месте после побега. Значительное число исследователей сходится на том, что одной из причин появления послания является желание двух авантюристов оправдать второе предательство: фигура Ивана Грозного выставлена исключительно в чёрных красках.
В некоторой степени в противоречие с посланием входит Синодик опальных, написанный по указанию царя с целью поминовения людей, пострадавших в годы его правления. Из Клина в нём упомянут только один человек - каменщик Иона.
Таким образом, вопрос достоверности "разгрома" Клина войском Ивана Грозного в 1569 году не может быть разрешён однозначно в настоящее время.